Удивить летающим беспилотником в современном мире уже нельзя. Этот вид техники за 10 лет стал привычен как смартфон, хотя когда-то эта технология была доступна только военной промышленности и использовалась для разведки, доставки грузов и боеприпасов. Частные покупатели получили возможность купить дрон в 2006 году. Впервые такая услуга стала доступна в Китае. Открытие новой страницы в истории технологий принадлежит Фрэнку Ван Тао, который вложил немало денег в осуществление своей мечты.
ФРЭНК ВАН ТАО — «мечты осуществляются»
Фрэнк Ван Тао родился 1980 году в Ханчжоу, провинция Чжэцзян. Его увлечением было авиамоделирование, парень захотел создать идеальный беспилотник, который будет доступен не только военным. Спустя какое-то время хобби превратилось в настоящую цель в жизни.
Фрэнк Ван Тао поступил в университет и на последнем курсе занялся прототипом беспилотника. Он работал много времени под кураторством профессора Ли Цзесян, в итоге результат оказался ошеломительным, и парню выдали грант на развитие этой идеи. Профессор Ли Цзэсян продолжил поддерживать своего студента и позже участвовал в создании компании DJI, став ее основным инвестором.
Сложный путь DJI
До 2006 года у Вана не было больших денег, и жить ему приходилось в институтском общежитии. Работал над беспилотником он в своей комнате, хотя особенных условий для развития проекта там не было. На полученные от гранта деньги он смог переехать в Шэньчжэнь, и открыл там фирму DJI (Dajiang Innovation Technology Co).
Компания DJI предоставила первый дрон практически сразу после недолгого существования. Он заинтересовал коммерческие организации, институты и компании, занимающиеся исследованиями почв и территорий. Однако продажи шли не очень активно. Вану едва хватало на то, чтобы оставаться на плаву и содержать семью. Выручка была небольшая, продавалось около 20 единиц товара в месяц, а полученные средства расходились на зарплаты сотрудникам.
В роли инвесторов выступали в основном близкие Вана: например, один из его друзей продал свою недвижимость, чтобы вложиться в компанию. Компания имела акции, поэтому вкладчики получали доли. Финансовая нестабильность порождала быструю текучку кадров. Многие люди не выдерживали нагрузки, так как Ван требовал от них выкладываться по полной.
Компания имела перспективы, но для этого ей требовалось выйти на международный рынок. Это сделать получилось к 2008 году. Первые покупатели нашлись в Германии, где дроны нужны были в основном для проведения исследований. Требовалось продвигать компанию, заводить полезные знакомства, участвовать в съездах и форумах, преблагая свой товар. Такие мероприятия часто проводились в США. Местные изобретатели стремились создать устройства с четырьмя двигателями. Считалось, что квадрокоптер сможет давать изображение четче и лучше, так как 4 винта будут идеально удерживать его на месте и обеспечивать минимальную тряску.
Компания DJI также работала над усовершенствованием своих технологий и довольно скоро смогла внедрить автопилот для своих беспилотников. За счет этого оператор мог контролировать ориентацию дрона в пространстве, но не следить за точками, по которым он летит. Это упрощало управление и позволяло заострить внимание на поставленных задачах, а не на самом полете. Производство тоже удалось сделать дешевле. Это снизило цену конечного продукта и привлекло новых покупателей.
В 2011 году состоялась встреча руководства DJI и американца Колином Гвинном, который хотел использовать дроны для кинематографа. Для этого требовалось разработать новый аппарат или усовершенствовать старый, чтобы он смог выполнять задачи, поставленные перед ним кинооператором. Потребовалась разработка специального крепления для стабилизатора съемки. Компании удалось улучшить беспилотник, снизить его вес, снизить затраты на производство.
В этом же году компанией DJI был анонсирован новый дрон. Он стоил 600 долларов, что дешевле на 86%, чем аналогичная продукция в 2006 году. За счет этого продажи значительно выросли. Продукт стал намного доступнее и заинтересовал больше покупателей, которые смогли его себе позволить. Компания постепенно осваивала рынок в США, даже открыла дочернюю фирму DJI North America, которая находилась в г. Остин, штат Техас. 48% акций компании получил Колин Гвинн, основная часть акций принадлежала Фрэнку Ван Тао. Кроме этого, отец-основатель по-прежнему контролировал работу компании.
Развитие компании пошло вверх. Активно разрабатывались новые модели дронов, совершенствовались технологии. В 2013 году был представлен полноценный профессиональный квадрокоптер Phantom. Он имел доступную стоимость, простое управление и маневренность. Эти составляющие сделали его востребованным на мировом рынке, и беспилотник быстро занял лидирующую строчку. Дрон мог подключаться к WI-FI, передавать отснятый материал на любой мобильный носитель. Дрон понравился фотографам-любителям, которые использовали его для развлечения и работы. За счет роста популярности DJI превратилась в узнаваемый бренд. Это позволило перейти к новым целям, таким как освоение европейского, азиатского и африканского рынка, а также окончательное закрепление в Америке. Прибыль компании за 2013 год составила 100 миллионов долларов.
Постепенно испортились отношения Колина Гвинна и Фрэнка Ван Тао. В основном это случилось из-за разных взглядов на прогресс в развитии компании. Колин называл себя создателем Phantom, чем Ван был недоволен. В 2014 году партнерские отношения были разорваны.
Колин уводился, подал на DJI иск в суд, требуя с компании 10 000 000 долларов. Сам он устроился работать в другую компанию 3DRobotics. DJI продолжила работу над дронами, и через некоторое время вышли Phantom 2 и Phantom2 vision. Оба устройства отвечали требованиям времени и оснащались высокотехнологичными решениями. Ван Тао не был доволен тем, что покупатели предвзято относятся к качеству китайской техники, поэтому он работал над тем, чтобы убедить клиентов в том, что они ошибаются, и представлял высококачественные устройства. Вскоре, чтобы это доказать, был выпущен высокотехнологичный Phantom 4, имевший мощный подвес, надежные двигатели и камеру 12 Мп. Модель быстро заинтересовала покупателей, сумела занять верхние строки во многих рейтингах. Она не только имела высокие технические характеристики на тот момент, но и отличалась надежностью, не уступая американским аналогам, если только по стоимости.
Phantom 4 стал основным конкурентом для коптеров, создаваемых компанией конкурировал 3D Robotics Solo, которой руководил Колина Гвинна. Происходили и суды между DJI и YUNEEC, так как последняя нарушила два патента китайской фирмы. Началась своеобразная война дронов, пока что на судебном и рыночном уровне. Компании испытывали жесткую конкуренцию и всеми силами пытались вытеснить противника.
В 2016 году DJI представила квадрокоптер Mavic. Он имел небольшие габариты, мог снимать в высоком качестве, имел аккумулятор большой емкости, который позволял ему надолго оставаться в воздухе без подзарядки или замены батареи. Общая длительность полета составила 30 минут. Миниатюрный подвес давал возможность получить стойкую стабилизацию кадра. В 2017 году DJI Mavic завоевал позиции лидера на мировом рынке. Эта позиция сохранилась и в 2019 году, компания больше не собиралась делить небо с продуктами других фирм.
Черный пиар — лучший пиар
На репутацию DJI часто влияли необычные случаи, причем не всегда это играло в худшую сторону, наоборот некоторые скандалы приносили доход:
- Один из таких инцидентов случился в городе Вашингтон. Пьяный мужчина запустил дрон, который быстро потерялся в темноте и совершил посадку на лужайке Белого Дома. В итоге разбирательство привело к широкой рекламе названия компании и продукта, который так беспрепятственно смог попасть на охраняемый объект.
- Телеканал FOX заинтересовался безопасностью дронов спустя месяц после этого происшествия, и ведущий решил запустить прямо в студии DJI Phantom 2. Сначала устройство неплохо ориентировалось в пространстве, но в результате неумелого управления журналистом Дэйвом Мошером дрон все-таки врезался в стену. История умалчивает, остался он в рабочем состоянии или нет, но такая реклама опять привлекла внимание покупателей, которые захотели игрушку, способную летать даже в здании.
Сам Фред Ван Тао всегда говорил, что для компании такие случаи выгодны.